Анатолий Криволап

#

Хата. Холст, масло, 140 х 200 см, 2011-2013

#

Без названия. Холст, масло, 100 х 150 см, 2013

#

Вечерний выпас. Холст, масло, 160 x 250 см, 2012

#

Вечерний пейзаж. Холст, масло, 100 х 160 см, 2012

#

Вечерний луч. Холст, масло, 140 х 200 см, 2011

#

Зимнее поле. Холст, масло, 100 х 150 см, 2011

#

Конь. Сумерки. Холст, масло, 160 х 200 см, 2009

#

Выставка “Сучасна класика. Твори з колекції Zenko Foundation”, фрагмент экспозиции

#
#
#
#
#
#
#
#
Для своих пейзажных работ Анатолий Криволап выбирает мотивы, близкие его сердцу и отражающие лирический образ Украины. В его произведениях присутствуют ярко выраженная национальная составляющая, эмоциональная глубина и вместе с тем — непосредственность, визуальная простота, привлекающие зрителя. В них одновременно угадываются черты романтизма и «тихоокеанской школы», приемы Тернера и Ротко, и в то же время властвует собственная, неповторимая атмосфера. Сочетая традиционные мотивы и современные живописные приемы, Анатолий Криволап создает целый пласт «нового украинского пейзажа» на грани фигуратива и абстракции, занимающего собственную нишу в современном мировом искусстве.
В работах Анатолия Криволапа зрителей впечатляет выразительная фактура, буйство цвета, контрасты, при помощи которых художник создает атмосферу и настроение своих работ, избегая при этом детализации и натуралистичности. Используя богатый опыт своих живописных исследований, соединяя традиционные мотивы и современные живописные приемы, автор создает «новый украинский пейзаж» на грани фигуратива и нефигуратива. Чувственный и в то же время аналитический, этот пейзаж настолько вплотную подходит к абстракции, что возникает вопрос, где проходит граница между конкретным мотивом и ассоциацией.
После десяти лет работы с абстракцией, с начала 2000-х Анатолий Криволап возвращается к фигуративной живописи в масштабном проекте «Украинский мотив». Проект включает несколько пейзажных серий, изображающих любимые автором традиционные национальные мотивы – поля, луга, пасущихся на них животных. Яркие, насыщенные, богатые и искусно нюансированные по колориту и фактуре работы из этого цикла характеризуют как «новый украинский пейзаж», известным примером которого является работа «Вечерний выпас». Здесь осуществляется реанимация традиции с привнесением новых акцентов, индивидуальной модели мировосприятия, актуализируется опыт искусства прошлого в контексте современных художественных тенденций, создается характерный неповторимый образ места в личной интерпретации художника.
Работа «Вечерний пейзаж» – характерный пример творчества Анатолия Криволапа с его экспрессией, насыщенностью цвета, богатством фактуры. В этом пейзаже реалистичность изображения уступает место общему настроению, состоянию, переданному на удивление точно. В работах Криволапа последних лет одновременно угадываются черты романтизма и «тихоокеанской школы», приемы Тернера и Ротко, и в то же время властвует собственная, неповторимая атмосфера. Сочетая традиционные мотивы и современные живописные приемы, художник создает целый пласт «нового украинского пейзажа» на грани фигуратива и абстракции, занимающего собственную нишу в современном мировом искусстве.
После многолетних поисков на поле абстрактного искусства Анатолий Криволап пришел к пейзажу. Пейзаж интересует автора как возможность сочетания личного переживания с выполнением всех основных художественных задач. Для своих работ художник выбирает традиционные украинские мотивы, близкие его сердцу и отражающие лирический образ Украины. Будучи великолепным колористом и мастером тончайших цветовых нюансов, Криволап изображает эти мотивы с огромной теплотой, умело передавая атмосферу места и специфику собственного авторского восприятия.
«Зимнее поле» – одна из немногих работ Анатолия Криволапа, выдержанная преимущественно в монохромной цветовой палитре, причем – белой. Это выделяет ее среди большинства произведений автора, ярких и насыщенных по колориту. Минималистичный и сдержанный пейзаж, где расстилается белая живописная гладь снега и затянутого облаками неба, прорезанная еле виднеющейся на горизонте полоской домов и деревьев, тяготеет скорее к абстракции, чем к реалистичному изображению. В то же время за счет тонкой игры оттенков белого, фактуры и нескольким цветовым акцентам художнику удается передать глубину пространства и спокойно-торжественную атмосферу холодного зимнего дня.
Один из излюбленных мотивов Анатолия Криволапа — пейзаж с конем, стоящим в сумерках или полной темноте и почти сливающимся с окружающим его пространством. Работа «Конь. Сумерки» выполнена в одном цвете, а силуэт коня выделен лишь оттенком, демонстрируя изящество и богатые возможности живописи, показывая, как при помощи тонких колористических нюансов возможно передать время суток и состояние, создать пространство и образ. Эта работа — редкий пример в творчестве Криволапа, ведь традиционно художник прибегает к использованию яркой, насыщенной палитры, контрастным цветовым сочетаниям. Здесь же, в лаконичной и минималистичной композиции, при помощи оттенков одного цвета создается медитативный пейзаж с еле угадывающейся фигурой коня – почти абстрактный, но по-прежнему выразительный.
#

Родился в 1946 году в Яготине (Киевская область). Учился в Киевском государственном художественном институте на факультете живописи. Был одним из основателей украинской арт-группы «Живописный заповедник» (1992), которая в начале 1990-х объявила главным заданием живописи освобождение плоскости произведений от всех признаков реальной жизни. В 2000-м переехал из Киева в село Засупоевка под Яготином, где сейчас живет и работает. Один из самых популярных укрианских художников среди отечественных и мировых коллекционеров. В 2011 году работы Анатолия Криволапа дважды устанавливали мировые рекорды продаж современного украинского искусства на международном арт-рынке, последний из них – на торгах современным искусством Phillips de Pury&Co в Лондоне работа «Конь. Ночь» ушла с молотка за $124 400.

Лауреат Шевченковской премии 2012 года в номинации «Изобразительное искусство».

Избранные выставки:

  • «Украинский мотив. Вечер» (2011, галерея «Триптих АРТ», Киев);
  • «Структуры» (2008, Национальный художественный музей Украины, Киев);
  • «Украинский мотив. Тишина. 2005-2008» (2008, Музей русского искусства, Киев);
  • «Landschaft Живописного заповедника» (2002, Национальный художественный музей Украины, Киев);
  • «Ненарративность» (1996, Национальная галерея, Оденсе, Дания).

Избранные коллекции:

  • Национальный художественный музей Украины (Киев),
  • Музей истории искусства (Вена),
  • Ливерпульский институт перформативных искусств (Ливерпуль, Великобритания),
  • Музей Шинано (Токио),
  • Музей русского искусства (Киев).  
########