Follow Zenko Gallery on Artsy

Василий Цаголов

#

Вестник бури. Холст, масло, 203 х 280 cм, 2014

#

Завтрак банкира. Холст, масло, 190 x 210 cм, 2013

#

Балерина, из серии Лебединое Озеро. Холст, масло, 180 x 280 см, 2012

#

Из серии «Призрак революции». Холст, масло

#

Выставка “Сучасна класика. Твори з колекції Zenko Foundation”, фрагмент экспозиции

#

Василий Цаголов «Критический градус»

#

Василий Цаголов, «Критический градус»

#
#
#
#
#
#
#
Творчество Василия Цаголова остро иронично, наполнено черным юмором и мистификацией. Автор сталкивает в своих работах мифы и реальность, конструирует систему критичного восприятия действительности, выделяя острые моменты, вынося их на обозрение, препарируя и деконструируя. Через эту аналитически-саркастическую призму художник смотрит на проблемы как национального, так и глобального характера. Цаголов создает собственную современную мифологию, порожденную смесью народных традиций и массовой культуры, фиксирует исторические моменты, из которых вытекает дальнейший ход событий, изображая все в своей особенной узнаваемой манере, которая придает его картинам эффект незавершенности, что само по себе символично.
Василий Цаголов своей иронией и сарказмом бросает вызов индивидуальным и социальным порокам, обличает аморальную и коррумпированную систему современного общественного строя, обнажает социальное неравенство. Предлагает под увеличительным стеклом взглянуть на жизнь в условиях преобладания корпоративных интересов, стремления к карьерному росту, материальным ресурсам и социальному статусу. В работе присутствует характерное для Цаголова обращение к вызывающей эстетике отталкивающего. Картина написана в узнаваемой авторской манере со множеством пустот на полотне, пробелов в живописной поверхности, обозначающих особое восприятие мира и образа.
Образ балерины является одним из центральных в творчестве Василия Цаголова. Изображая в своих живописных полотнах танцовщиц на фоне характерных пейзажей, художник каждый раз вносит в работу нечто абсурдное. Таким образом он демонстрирует свой излюбленный художественный прием, при котором реальный пейзаж превращается в театральную декорацию, люди в нем – в действующих лиц, а само действие – в инсценизацию, где сталкиваются противоположные смыслы и смещается контекст. Очередная работа из серии «Лебединое озеро», изображающая балерину с железным ошейником и цепью на шее, продолжает эту постмодернистскую линию в творчестве художника.

Всегда саркастичный в своих художественных высказываниях, Василий Цаголов оперирует стереотипами и шаблонами общественного сознания таким образом, чтобы в итоге свести их вес к минимуму, нивелировать, превратить их в абсурд. Девушка в шапке-ушанке, балетной пачке и сапогах, играющая на баяне в окружении самовара, бутылки водки, пятиконечных звезд и серпов с молотами, на фоне драпировок цвета хаки, - сложно представить, как еще более концентрированно можно собрать в одной композиции чуть ли не все ярлыки, связанные с ироничными современными представлениями о том, что такое «советское» и «российское».

Эта работа – абсолютный антитезис мифологии соцреализма, с которой современные художники до сих пор вступают в диалог из-за незавершенности и актуальности многих проблем прошедшей эпохи, которая продолжает жить в нашем сознании.

#

Родился в 1957 году в поселке Дигора, Северная Осетия. Учился на факультете живописи в Киевском государственном художественном институте. Один из лидеров «Новой волны» и один из резидентов сквота «Парижская коммуна». В начале 2000-х прославился как первооткрыватель новых для украинской арт-сцены медиа, автор перформансов и провокационных видео. Сейчас вернулся к живописи, с помощью которой иронизирует, поэтизирует жестокость и насилие, размышляет о массовой культуре. Знаковая серия: «Украинские X-files» (2002). Живет и работает в Киеве.

Избранные выставки:

  • «У страха глаза велики» (2011), PinchukArtCentre, Киев;
  • «Украинская новая волна» (2009), Национальный художественный музей Украины, Киев;
  • «Оттепель» (2008), Chelsea Art Museum, Нью-Йорк; Государственный Российский музей, Санкт-Петербург, Россия);
  • «Соц-арт: политическое искусство России с 1972 года до наших дней» (2007), Фонд современного искусства La Maison Rouge, Париж, Франция;
  • «Украинские X-files» (2002), Галерея Гельмана, Москва, Россия

Избранные коллекции:

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия;
  • PinchukArtCentre, Киев, Украина;
  • Частные коллекции в Украине, России, странах Европы, США
#######